Круглые черви 7 класс конспект

Урок – исследование в 7 классе ФГОС «Тип Круглые черви»

Круглые черви 7 класс конспект

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16

:143405, Россия, Московская область, г. Красногорск, Ильинский бульвар, дом 6.

:8(498) 754-26-38, 8(498) 754-26-39.@: school16.krasnogorsk@gmail.com

Урок – исследование в 7 классе ФГОС

«Тип Круглые черви».

Подготовила и провела: учитель биологии,

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ №16

Малюга О.В.

Урок – детектив на тему: «Тип Круглые черви».

Тип урока: Изучение нового материала и первичного закрепления

Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации

Цели по содержанию:

Образовательные: способствовать формированию знаний о признаках типа Круглые черви, показать на примере аскариды человеческой особенности строения в связи с паразитическим образом жизни, раскрыть многообразие круглых червей и их отрицательное значение;

Развивающие: продолжить развитие умений работать с текстом учебника, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, делать выводы;

Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к предмету, культуры общения, творческой активности

Методы: репродуктивный, частично-поисковый

Формы организациипознавательной деятельности: индивидуальная, групповая

Оборудование: бланки заданий,  презентация, фрагмент фильма «Гельминты», ЦОР, доска магнитная, магниты, ватман, клей, рисунки, учебники, карточки с домашним заданием.

План урока:

1. Организационный момент.2. Актуализация знаний и цель урока.3. Написание сценария детектива.– Распределение на группы:– Группа 1. «Аналитический отдел»- «Общая характеристика круглых червей.

Внешнее строение»– Группа 2. «Детективы»- «Внутреннее строение»– группа3. «Криминалисты» «Процессы жизнедеятельности»– Капитан полицейского отдела (учитель)- «Цикл развития»

– Группа 4.

«Профилактика правонарушений» -«Меры профилактики»

4.Закрепление- отчет о проделанной работы– Заключительная сцена.5. Домашнее задание.

6. Итоги урока.

7. Рефлексия

ХОД УРОКА

Организационный момент – оценка готовности класса и учащихся к уроку, приветствие учеников и гостей.

Актуализация знаний:

Учитель- Ребята, найдите на слайде представителей «Типа Плоские черви», какие из них хищники, а какие паразиты. Попробуйте определить тип оставшихся червей по внешнему виду. (ответы детей)

Тема урока – «Тип Круглые черви».

Царство – Животные
Подцарство – Многоклеточные
Тип – Круглые черви (Нематоды)
Представители: нитчатый червь, нематоды, ришта, трихинелла, аскариды, острицы, волосатик, киноринх, коловратка,и тд.

Цель: написать сценарий детектива для изучения материала по данной теме.

Написание сценария.

Подготовительный этап – просмотр фрагмента фильма «Гельминты».

Учитель: В 1995 году журнал Nature Australia опубликовал любопытную заметку. Некий австралиец, заглянувший с утра на кухню, обнаружил на столе большого мертвого паука.

Что заставило его прийти умирать в столь не подходящее место? Но еще большее удивление и отвращение хозяин дома испытал, когда увидел перевернутую чашку с остатками вчерашнего кофе на столе – там плавал невесть откуда взявшийся большой червяк … Мистер Грей – человек, с которым произошла эта история – биолог, и он сумел разгадать загадку.

Учитель: Ребята, сегодня вы – полицейские-гельминтологи. Я надеюсь, что с вашей помощью, мы разгадаем эту загадку – преступление и найдем преступника. У вас на партах стоят таблички с названием группы. Каждая группа – это научно- исследовательский центр полицейского отделения гимназии, который занимается изучением «гельминта- преступника». Вам необходимо:

  • Дать общую характеристику типу «Круглые черви»
  • Познакомиться с внешним и внутренним строением гельминта.
  • изучить цикл развития гельминта и процессами жизнедеятельности.
  • предложить меры по профилактике заражения данным паразитическим червем

3. Изучение нового материала или раскрытие преступления.

У каждой группы на столах лежат листы с заданиями, используя текст учебника, вы заполняете отдельные листы и их приклеиваете на листе ватмана. Есть задания, где требуется сделать надписи к рисункам, то вы их делаете. После выполнения заданий, группа сдает отчет возле доски перед другими группами.

Группа 1- Аналитический отдел:

1.Общая характеристика круглых червей:

1. Около 15 тысяч видов2. Тело нечленистое, цилиндрическое, веретенообразное3. В поперечном разрезе круглое4. Первичная полость тела5. Наличие анального отверстия6. Только 1 слой продольных мышц, только изгибается

7. Большинство внутренние паразиты растений, животных и человека.

2.Внешнее строение круглых червей.

Рисунок 4.

Форма тела – веретенообразная
Покровы – кутикула
Длина тела – самки 20-40 см, самцы 15-25 см в длину
Выросты на теле – отсутствуют
Органы на переднем конце – рот с тремя губами
Органы на заднем конце – анальное отверстие.

Группа 2 «Детективы»

Внутреннее строение круглых червей.

Рисунок 5.

Группа 3. «Криминалисты»

Процессы жизнедеятельности круглых червей.

1. Движение – один слой продольных мышечных волокон, только изгибаются.
2. Питание – пища проходит через рот и глотку в трубкообразный кишечник, не переваренные остатки удаляются через анальное отверстие.
3. Дыхание – дышат всей поверхностью тела.
4.

Кровообращение – отсутствует, функции обмена веществ выполняет первичная полость.
5. Выделение – система представлена парой боковых каналов, сливающихся под глоткой в один, открывающийся на брюшной стороне.
6. Чувствительность – нервная система лестничного типа, органы чувств развиты слабо.
7.

Размножение – раздельнополые животные, размножаются только половым способом, оплодотворение внутреннее.

4. Учитель включает ЦОР – Цикл развития аскариды.

Группа 4.«Профилактика правонарушений»

Меры профилактики заболеваний вызванных гельминтами.

1.Мыть руки перед едой, не грызть ногтей и не чистить их зубами;

2. Вести борьбу с мухами.
3.
Соблюдать технологию приготовления мяса и рыбы.
4.
Не использовать неочищенную воду.
5.
Не купаться на диких пляжах.

Физкультминутка

Разведите руки в стороны. Представьте, что ловите комара. Медленно сводите руки, чтоб его не спугнуть. При этом беспрерывно произносите звук [з]. Прихлопните комара и быстро разведите руки – получится автоматический вздох.

4.Закрепление – отчет о проделанной работы.

Каждая группа у доски рассказывает о проделанной работе.

Заключительная сцена.

Круглые черви имеют повсеместное распространение и высокую численность особей, что указывает на биологический прогресс этого типа червей, не смотря на простоту их организации в связи с паразитическим образом жизни.

Зачитывается развязка детективной истории.

Червяк в кофейной чашке оказался представителем семейства мермитид, относящихся к одному из классов круглых червей – нематодам. Мермитиды распространены по всему свету. Взрослые черви живут свободно в воде или в почве, но их личинки – паразиты членистоногих.

Не оставляют своим «вниманием» ни пауков, ни ракообразных, ни насекомых. Попав в тело хозяина, личинка буквально выедает его изнутри. Когда личинке приходит время, выходить наружу, его хозяин направляется к воде, даже если он обитатель суши.

Паук вместе со своим страшным грузом, подчиняясь неведомому приказу, отправился в поисках ближайшего водоема, им и оказалась чашка с кофе. Здесь созревший паразит разорвал его покровы и вышел наружу. Хозяин Мермитиды больше не нужен – ему «дозволяется» вылезти на сушу.

Видимо, такая история и произошла на кухне мистера Грея.

5. Домашнее задание – Запишите задание на дом: стр. 122-124, карточки с задачами.

Решаем творческие задачи:

1.В конце XIX-го века один врач на опыте, поставленном на себе, выяснил, что из, только что отложенных самкой аскариды, яиц, проглоченных человеком, не развиваются личинки и в дальнейшем взрослые черви. Чем объяснить результаты, полученные в опыте?

2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Аскарида человеческая – кольчатый(круглый) червь, который паразитирует в кишечнике человека . 2. Для того, чтобы прикрепиться к стенкам кишечника, у аскариды есть хорошо развитые крючки. 3.

Этот паразит может попасть в организм человека с плохо прожаренным мясом (вода, фрукты , овощи, грязные руки). 4.Аскарида – гермафродит(раздельнополый), которая может откладывать до 20000 яиц(245 тыс.) ежедневно. 5.

Из яйца развивается личинка аскариды, которая называется финна

3.Дать развернутый ответ

Иногда ребята едят щавель с сырых лугов, дикий лук или просто жуют траву. Объясните, почему этого делать нельзя?

6. Итоги урока. Учитель: Подведем итоги, группы дают оцеку каждому члену команды, кто как работал.

7.Рефлексия:

Учитель: продолжите фразу – Я узнал, что….

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/urok-issliedovaniie-v-7-klassie-fgos-tip-krughlyie-chiervi.html

Урок биологии на тему

Круглые черви 7 класс конспект

Класс: 7

Цель: Изучить Тип Круглые черви.

Задачи:

1) Образовательные:

  • рассмотреть особенности организации круглых червей, многообразие их видов;
  • выявить черты высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими;

2) Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к своему организму;

3) Развивающие:

  • продолжить формирование умения обосновывать строение паразитов и их жизнедеятельность, связанные с паразитизмом;

Тип урока:

комбинированный.

Оборудование:

Таблицы с изображением круглыхи плоских червей, учебник (Захаров, Сонин“Биология Многообразие живых организмов” стр119-123 Ход урока

I. Организационный момент:

Вспоминаем темупрошлых уроков (был изучен Тип Плоские черви)

II. Проверка знаний

: тест в двух вариантах:

Вариант 1.

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланкеответов №1 под номером выполняемого Вами задания(А1-А6) поставьте знак “?” в клеточку, номеркоторой соответствует номеру выбранного Вамиответа.

А 1. Животные с двусторонней симметрией

1) ведут сидячий образ жизни 3) ведут активныйобраз жизни

2) как правило, малоподвижны 4) преимущественнообитатели водоёмов

А 2. Пищеварительная система ресничных плоскихчервей состоит из

1) рта, глотки, слепо замкнутого кишечника

2) рта, глотки, кишечника, анального отверстия

3) рта, глотки, желудка, кишечника, анальногоотверстия

4) рта, глотки, желудка, кишечника

А 3. Населяют тонкий кишечник, питаютсяпереваренной пищей хозяина, не имеют собственнойпищеварительной системы

1) белая планария

2) гидра

3) бычий цепень

4) печёночный сосальщик

А 4. Финна – это

1)реснитчатая личинка гидроидных полипов

2) стадия развития сцифоидных медуз

3) стадия развития ленточных червей

4) стадия развития червей-сосальщиков

А 5. Промежуточный хозяин в цикле развитияпечёночного сосальщика

1) человек

2) свинья

3) корова

4) моллюск

Часть 2

При выполнении заданий В1 – В2 в бланк ответов№1 запишите в алфавитном порядке буквы,обозначающие три верных ответа, начиная спервой клеточки без пропусков и знаковпрепинания.

В 1. Какие признаки характерны для средыобитания червей-паразитов, обитающих в организмечеловека

А) обилие легкоусвояемой пищи

Б) постоянство температуры

В)отсутствие естественных врагов

Г) ограниченность пищевых ресурсов

Д) резкие колебания водно-солевого обмена

Е) высокий процент содержания кислорода

В 2. К классу Сосальщики относятся животные соследующими признаками:

А) листовидная форма тела

Б) раздельнополые

В )исключительно паразиты

Г) свободноживущие и паразитические животные

Д) длина взрослых особей до 10-30м

Е) ветвистый или укороченный кишечник

При выполнении задания В-3 установитеправильную последовательность биологическихпроцессов, явлений, практических действий.Запишите буквы выбранных ответов в бланк №1 безпробелов и других символов.

В3. Установите последовательностьсистематических единиц, начиная с наибольшей

А) Планария молочно-белая

Б) Плоские черви

В) Планария

Г) Ресничные

Д) Животные

Вариант 2.

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланкеответов №1 под номером выполняемого Вами задания(А1-А6) поставьте знак “?” в клеточку, номеркоторой соответствует номеру выбранного Вамиответа.

А 1. Стенка тела плоских червей представлена

1) кожей

2) наружным хитиновым покровом

3) раковиной

4) кожно-мускульным мешком

А 2. У ленточных червей, в отличие отсосальщиков, отсутствует

1) пищеварительная система

2) система органов прикрепления

3) промежуточный хозяин

4) личинки

А3. Населяют тонкий кишечник, питаютсяпереваренной пищей хозяина, не имеют собственнойпищеварительной системы

1) бурая планария

2) аурелия

3) свиной цепень

4) печёночный сосальщик

А 4. Заражение человека финнами бычьего цепняможет произойти при использовании

1) воды из стоячего водоема

2) в пищу немытых овощей

3) плохо вымытой посуды больного человека

4) плохо прожаренного мяса

А 5. Промежуточный хозяин в цикле развитиясвиного цепня

1) человек

2) свинья

3) корова

4) моллюск

Часть 2

При выполнении заданий В1 – В2 в бланк ответов№1 запишите в алфавитном порядке буквы,обозначающие три верных ответа, начиная спервой клеточки без пропусков и знаковпрепинания.

В 1. К классу Ресничные черви относятся животныесо следующими признаками:

А) как правило, паразиты

Б) как правило, хищники

В) гермафродиты

Г) раздельнополые

Д) длина взрослых особей до 10-30м

Е) листовидная форма тела

В 2. К типу Плоские черви относятся животные соследующими признаками:

А) тело состоит из эктодермы и энтодермы

Б) трёхслойные

В) свободноживущие и паразитические животные

Г) исключительно обитатели водоёмов

Д) нет анального отверстия

Е) лучевая симметрия

При выполнении задания В-3 установитеправильную последовательность биологическихпроцессов, явлений, практических действий.Запишите буквы выбранных ответов в бланк №1 безпробелов и других символов.

В3. Установите последовательностьсистематических единиц, начиная с наименьшей

А) Ленточные

Б) Плоские черви

В) Цепень

Г) Цепень свиной

Д) Животные

Ниже предложены бланки ответов для учащихся,которые распечатываются и разрезаются

Плоские черви

ФИО _________________________Класс _____ Вариант №____

Часть А

Часть В

В1

– три ответа в алфавитном порядке

В2

– три ответа в алфавитном порядке

В3

– запишите правильную последовательность

III. Изучение нового материала:

1. Работа с текстом учебника:

Учащиеся со стр.119 выписывают характеристику Типа Круглыхчервей. Учитель при необходимости дополняет.

Характеристика типа:

К Типу Круглые черви относится более 1 млн.видов многоклеточных животных. Описано не более20тысяч видов Они встречаются в почвенной,наземно-воздушной, водной и организменной средеобитания.

Тело Круглых червей не разделяется наотдельные сегменты, имеет в поперечном сеченииболее или менее округлую форму, заостренную назаднем и переднем конце. Покровы тела состоят из 3слоев: кутикулы, гиподермы и мускулатуры; вместеони образуют кожно-мускульный мешок.

Кутикула

является наружной оболочкой, оназащищает организм Круглых червей от негативноговоздействия среды обитания, а также выполняетфункции скелета. Гиподерма расположена подкутикулой, имеет вид продольно вытянутыхваликов. В гиподерме протекают процессы обменавеществ, в ней же задерживаются ядовитыевещества. Слой мышц представлен клеткамимышечной ткани, которые образуют 4 лентыпродольных мышц: 2 боковых и по одной на спинной ибрюшной стороне тела.

Важнейшим признаком Круглых илиПервичнополостных червей является наличие первичнойполости тела (псевдоцели), заполненнойжидкостью. Именно в ней располагаются всевнутренние органы, образующие 5 различных систем:опорно-двигательную, пищеварительную,выделительную, нервную и половую. Дыхательная икровеносная системы отсутствуют.

Характеристика Типа в тетради пишется краткая.

2. Характеристика систем органов:

Самостоятельноезаполнение таблицы: (работа с текстом стр. 120-121)

Система органовСтроение
1. Пищеварительная системаРот, ротовая полость, глотка, пищевод, кишка, анальное отверстие. У некоторых кутикулярные выросты – зубы.
2. Выделительная системаОдноклеточные кожные железы.
3. Нервная система.Окологлоточное нервное кольцо; от кольца отходят нервные стволы (6) вперед и (6) назад.
4. Органы чувств.Развиты слабо.- Осязания: щетинки или бугорки вокруг рта.- Органы хим-го чувства: по бокам головного мозга.- Примитивные глаза (у некоторых): пигментные пятна.
5. Половая системаРаздельнополые. Половой диморфизм (четкие внешние различия). Представлена яичниками (у самок) и семенником (у самцов).Откладывают яйца, есть живородящие.
6. Дыхательная и кровеноснаяОтсутствуют. Газообмен и транспорт веществ – посредством диффузии.

3. Беседа с учениками об особенностяхорганизации круглых червей.

Учащиеся делают выводы об усложнении встроении круглых червей по сравнению с плоскимичервями.

Учитель с учащимися отмечает ароморфозы:

  • Деление пищеварительной системы на отделы.
  • Ротовое отверстие перемещается на передний конец тела.
  • Задняя кишка открывается наружу анальным отверстием.
  • Внутренние органы “омываются” жидкостью, заполняющей первичную полость тела. Она участвует в процессах обмена веществ и в поддержании формы тела за счет давления на стенки тела изнутри.
  • Разделение полов.

4. Физминутка

5. Цикл развития человеческой аскариды.

Объяснение учителя с использованием рисункаучебника со стр. 122

Аскарида человеческая является паразитомтонкого кишечника человека. Длина тела взрослогосамца около 25 см, однако, самки значительнокрупнее, длина их тела может достигать 40 см.Аскариды питаются уже переваренной пищейорганизма хозяина. Одна самка может дать около 200тыс. яиц всего за 1 год.

Яйца выводятся изорганизма хозяина с каловыми массами, так как длядальнейшего развития им необходим кислород.Личинка начинает развиваться уже в оболочкеяйца. Интересен тот факт, что яйцо с личинкойможет находиться в земле до 7 лет, прежде чемснова попадет в организм человека. Послеупотребления в пищу продуктов, зараженныхаскаридой, яйца вновь попадают в кишечник. Там изних выходят личинки.

Личинки испытываютпотребность в кислороде, поэтому онипробуравливаются в кровеносные сосуды человекапрямо через стенки кишечника. Кровь относит их клегким, где происходит дальнейшее развитиегельминта. Через некоторое время личинкиподнимаются из легких по дыхательным путям,раздражая при этом слизистые оболочки человека.Это вызывает сильный кашель.

Во времяоткашливания личинки проглатываются повторно ивновь попадают в кишечник. Там они вырастают вовзрослых червей и готовятся к половомуразмножению.

6. Работа в группах: класс делится на 3 группы(например, по рядам). Работа с учебником по трёмвопросам:

  • Наносят ли аскариды вред человеку?
  • Пути заражения
  • Меры профилактики

7. Обсуждение:

Вред аскарид

  • Истощают организм хозяина;
  • Аскариды отравляют организм токсическими продуктами обмена;
  • Воздействуют механически: в большом количестве могут вызывать непроходимость или разрыв кишечника.

Пути заражения

  • Речная вода
  • Мухи
  • Немытые руки
  • Плохо промытые фрукты и овощи
  • Домашние животные

Меры профилактики

  • Не пить сырую воду из рек и озер.
  • Вести борьбу с мухами.
  • Выделенных аскарид сжигать.
  • Не применять для удобрения огородов человеческие экскременты
  • Соблюдать чистоплотность:
  • Мыть руки перед едой;
  • Не грызть ногтей и не чистить их зубами;
  • Проводить уборку в домах и т.д.

IV. Домашнее задание:

А) общее для всех: прочитать раздел “ТипКруглые черви” стр 119-123.

Б) по выбору (творческое задание): А) подготовитьсообщения или презентацию о другихпредставителях типа ; Б) составить кроссворд потеме.

В) по выбору (не творческое задание): письменноответить на вопросы стр. 124 №1-9.

V. Итоги по теме урока:

беседа с учащимися.

Представители Типа Круглые черви встречаютсяво всех средах обитания. Важнейшим их признакомявляется наличие первичной полости тела.Кожно-мускульный мешок состоит из трех слоев:кутикулы, гиподермы и мускулатуры. Представителиэтого типа – раздельнополые животные с развитымполовым диморфизмом. Личинки внешне похожи навзрослую особь. Многие представители ТипаКруглые черви являются паразитами.

31.05.2016

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/661481/

Урок биологии 7 класс по теме

Круглые черви 7 класс конспект

Раздаточный материал для групп

1 группа

Тема : «Общая характеристика круглых червей »

(количество видов, образ жизни, местообитание, классификация)

  1. Прочитать учебный материал на стр 149-151.

  2. Дополнительный материал

Большинство круглых червей — внутренние паразиты, живущие в теле человека и самых разнообразных животных; некоторые виды паразитируют в растительных организмах (например, в корнях свеклы); немало среди круглых червей и очень мелких свободноживущих форм, обитающих на дне водоемов или в сырой почве.

Основная группа круглых червей представлена классом нематод. К ним относятся многие паразиты человека и животных, а также растений.

Кроме того, огромное число видов нематод — свободноживущие обитатели морей, пресных вод и почвы. В школьной программе уделено большое внимание знакомству с нематодами — паразитами человека.

Наиболее распространенными паразитами человека среди нематод являются человеческая аскарида, острица, власоглав и трихинелла.

Тип круглые, или первичнополостные, черви

Класс 1. Брюхоресничные

 Класс 2. Собственно круглые черви, или нематоды

Класс 3. Волосатиковые

 Класс 4. Коловратки

Нематоды.Наиболее распространенный класс. Большинство ведет паразитический образ жизни.

Волосатики.

Взрослые особи обычно живут в мелких пресных водоёмах, не питаются – дегенерация пищеварительной системы у них зашла так далеко, что червь неспособен заглатывать пищу — его глотка представляет собой плотный комок клеток.

Во время размножения свиваются в клубки. Присутствие волосатиков в водоёме может считаться признаком чистой, не загрязнённой воды.

Коловратки. В основном это пресноводные обитатели, но также они водятся в море и влажных почвах. Подавляющее большинство коловраток свободноживущие, но есть и прикреплённые формы. Имеют микроскопические размеры.

3 группа

Тема «Аскарида –представитель круглых червей»

Форма и строение тела. Аскариды , живущие в человеке, — довольно крупные черви грязно-розового цвета. Они раздельнополы; самцы меньше самок и имеют длину 15—25 см, задний конец тела у них загнут крючком . У самки задний конец тела не искривлен и длина доходит до 40 и даже до 45 см.

Тело аскариды одето плотной кутикулой, составляющей наружный слой ее кожно-мускульного мешка.

Движения ее несложны: живая аскарида (особенно если ее положить в воду, подогретую до температуры нашего тела) изгибает свое тело, но не может вытянуть его в длину, как это делают дождевые черви, так как мускулатура у нее состоит только из четырех продольных мышечных лент: когда та или другая из них сокращается, тело аскариды изгибается в сторону этой мышцы (ср. далее с мускулатурой дождевого червя

На переднем, или головном, конце тела аскариды находится рот, окруженный тремя губами, которые снабжены микроскопически мелкими зубчиками; это приспособление позволяет аскариде прикрепляться к слизистой оболочке, выстилающей стенки кишечника ее хозяина .

Рот ведет в кишечник аскариды, представляющий совершенно прямую трубку. Паразит окружен пищей, которая уже переработана пищеварительными соками хозяина, и ему остается только ее заглатывать (эту функцию выполняет мускулистая глотка) и сразу же усваивать.

Пространство между кишечником и кожно-мускульным мешком заполнено у аскариды водянистой жидкостью. Сюда выделяются из клеток тела продукты распада, образующиеся в процессе их жизнедеятельности. Сюда же попадают и питательные вещества, поступающие через стенки кишечника, а отсюда их получают и прилегающие клетки тела.

Избыток воды и жидкие продукты распада выводятся из тела через выделительную систему — через два очень тонких канала, которые тянутся вдоль боковых стенок тела и оканчиваются на переднем конце одним общим отверстием.

Аскарида живет в бескислородной среде. За счет обильной пищи, получаемой аскаридой, образуется большое количество гликогена, или животного крахмала, составляющего приблизительно третью часть от общей массы сухого вещества ее тела. Процесс распада гликогена дает внутренним паразитам ту энергию, которая необходима для жизнедеятельности организма.

Органы размножения, напротив, очень объемисты, как мы уже видели на примере сосальщиков и ленточных червей. Паразитические виды могут сохраняться только при очень большой плодовитости. Самка аскариды за один день выделяет до 234—245 тыс.

яиц, а общее число приносимых ею яиц выражается уже десятками миллионов (по приблизительным расчетам, жизнь самки продолжается не менее 200 дней).

2 группа

Тема : «Внешнее и внутреннее строение круглых червей. Основные представители.»

  1. Прочитать учебный материал на стр 149-151.

  2. Дополнительный материал

Острица

Острицы— это те маленькие белые черви, которые паразитируют в кишечнике человека и, появляясь в заднем проходе, вызывают очень неприятный раздражающий зуд. В большом количестве находятся они и в испражнениях зараженных ими людей. Особенно часто острицы встречаются у детей.

По форме тела и по строению острицы напоминают аскарид, но только в сильно уменьшенном виде Самцы вдвое меньше самок, и задняя часть тела у них изогнута спиралью. В живом состоянии наружу выходят только самки; они достигают 10 мм длины, и тело у них сзади заканчивается заостренным хвостиком (от которого червячки и получили свое название).

Тело у острицы полупрозрачно, а если самку рассмотреть в сильную лупу на просвет, у нее видна сильно раздутая матка, набитая огромным количеством яичек (до 10—12 тыс.).

Власоглав

К числу нематод, паразитирующих в кишечнике человека, принадлежит также власоглав

Название этого гельминта уже характеризует его внешний вид. Вытянутое тело власоглава, достигающее в длину 35—40 мм, сильно утоньшается в своей передней части: этим тонким, как волос, головным концом червь глубоко внедряется в слизистую оболочку слепой кишки и поэтому прочно держится на месте и с трудом поддается изгнанию.

Трихинелла

Развитие трихинелл. Очень опасными паразитами человека могут оказаться трихинеллы,более известные под старым названием «трихин».

Трихинелла — очень маленький червячок: взрослая самка достигает 3 мм длины, самцы — вдвое меньше. Личинки трихинелл попадают в кишечник нового хозяина, когда он поедает зараженное этим паразитом мясо Здесь они уже на другой день достигают зрелости. Самцы вскоре погибают, а оплодотворенные самки внедряются в стенки кишечника и здесь рождают 80 000—100 000 микроскопически мелких личинок.

Ришта

Ришта — возбудитель драгункулеза. Заболевание широко распространено в странах с тропическим

и субтропическим климатом (в Ираке, Индии, экваториальной Африке и др.). Раньше встречалось только в Средней Азии.

Паразит имеет нитевидную форму, длина самки — от 30 до 150 см при толщине 1—1,7 мм, самец — только до 2 смдлиной.

Жизненный цикл паразита связан со сменой хозяев и водной средой. Окончательный хозяин — человек, а также обезьяна, иногда — собака и другие дикие и домашние млекопитающие. Промежуточный хозяин — рачки-циклопы. У человека паразит локализуется в подкожной жировой клетчатке преимущественно нижних конечностей.

Описаны случаи нахождения ришт под серозной оболочкой желудка, пищевода, мозговыми оболочками. Самки ришты живородящие. Над передним концом тела самки образуется огромный пузырь, заполненный серозной жидкостью. При этом возникает нарыв, человек ощущает сильнейший зуд. Он проходит при соприкосновении кожи с водой.

При опускании ног в воду пузырь лопается, из него выходит огромное количество живых личинок.

Нематоды часто паразитируют на растениях. Южная галловая нематода – обычный корневой паразит огурцов, томатов и др. На корнях растения нематоды вызывают образование опухолей – галлов. Потери урожая от галловых нематод достигают 60%. Свекловичная нематода вредит сахарной свекле.

В тонких корешках поселяются самки, закупоривая проводящие пучки, что приводит к нарушению корневого питания. Урожайность растений падает в 2–3 раза. Стеблевая нематода картофеля распространена повсеместно. Черви длиной 1 мм развиваются в тканях клубня, превращая его в коричневую труху (сухая гниль).

Наибольший ущерб эта нематода наносит картофелю в овощехранилищах (может погибнуть 80% хранящегося картофеля). Пшеничная угрица вызывает опасную болезнь пшеницы и некоторых других злаков. Вместо нормального зерна в колосе пораженного растения образуются галлы, содержащие до 15–17 тыс. личинок нематод, находящихся в состоянии анабиоза.

В таком высушенном состоянии эта нематода очень жизнеспособна и не погибает до 20 лет

4 группа

  1. Изучить дополнительный материал. Найти черты сходства и различия плоских и круглых червей

Тип Плоские черви

Тип Плоские черви делится на три класса: Ресничные черви, Сосальщики и Ленточные черви. Описано около 12 000 видов плоских червей. Часть из них живет в морях, пресных водоемах и во влажной почве, но большинство ведут паразитический образ жизни. 

Характеристика плоских червей:

  1. Тело уплощенное в спинно- брюшном направлении, с двусторонней симметрией, 

  2. Трехслойные животные (органы формируются из трех слоев клеток – эктодермы, энтодермы и мезодермы).

  3. Эпителий и мускулатура формируют кожно-мускульный мешок, в котором имеются кольцевые, продольные, диагональные мышцы.

  4. Имеют системы органов (у свободноживущих форм 4 системы органов – пищеварительная, выделительная, нервная, половая). 

  5. Полость тела отсутствует, пространство внутри кожно-мускульного мешка, в котором находятся пищеварительные, выделительные и половые органы заполнено рыхлой соединительной тканью – паренхимой.

  6. Кишечник разветвленный замкнутый, анального отверстия нет. 

  7. Являются гермафродитами.

  8. Для паразитических форм (ленточных червей и сосальщиков) характерно наличие приспособлений в виде присосок, крючочков. У них наблюдается упрощение строения (например, у ленточных червей отсутствуют органы чувств и пищеварительная система), сложный цикл развития со сменой хозяев, интенсивное размножение.

Пищеварительная система состоит из рта, который ведет в мощную глотку. Из глотки пища переходит в пищевод, а затем в кишечник, ветви которого заканчиваются слепо.

Выделительнаясистема представлена протонефридиями, куда из паренхимы поступают ненужные вещества и выделяются наружу через поры. 

Нервная система состоит из парных нервных узлов и идущих от него нервных стволов, соединенных кольцевыми перемычками.

Органы чувств наиболее хорошо развиты у свободноживущих червей, которые имеют органы равновесия, глаза и рецепторы для восприятия механических и химических раздражений.

Половая система состоит из семенников и яичников и различных придаточных образований, обеспечивающих процесс оплодотворения.

Тип Круглые черви

В настоящее время известно более 20 тыс. видов круглых червей, обитающих на дне морей, в пресных водоемах, почве, а также ведущих паразитический образ жизни. Тип делится на несколько классов, наиболее многочисленный среди них класс Нематоды.

Характеристика круглых червей:

  1. Тело круглое в поперечном сечениизаостренное с концов.

  2. Покров – кожно- мускульный мешок.

  3. Могут только изгибаться, т.к. мышцы только продольные.

  4. Тело упругое, плотное, покрытое кутикулой.

  5. Имеют анальное отверстие. 

  6. Имеется первичная полость тела, заполненная жидкостью.

  7. Органы дыхания отсутствуют. У свободноживущих и паразитов растений газообмен происходит через покровы тела. У паразитов животных дыхание анаэробное.

  8. Имеют 4 системы органов (пищеварительную, нервную, половую, выделительную)

  9. Раздельнополые. 

  10. Большинство паразиты.

  11. Обитают в воде, почве, внутри организмов

Задание 2. Какие признаки строения и жизнедеятельности круглых червей являются приспособлениями к паразитическому образу жизни?

Источник: https://kopilkaurokov.ru/biologiya/uroki/urok-biologhii-7-klass-po-tiemie-tip-krughlyie-chiervi

Тип Круглые черви

Круглые черви 7 класс конспект

Круглые черви населяют самые разнообразные среды жизни: морские и пресные водоёмы, почву, организмы человека, животных и растений. Образ жизни: свободноживущие и паразиты.

Размеры тела изменяются от нескольких миллиметров (почвенные черви) до нескольких метров (паразит кашалота).

Круглые черви – многоклеточные трёхслойные животные с двусторонней симметрией. Тело не разделено на членики. Оно тонкое, длинное, имеет цилиндрическую форму. На поперечном разрезе тело имеет форму круга.

Отсюда и происходит название типа. У круглых червей впервые появляется полость тела, т.е. пространство между  кожно-мускульным мешком и внутренними органами.

Вспомним, что у плоских червей это пространство было заполнено паренхимой.

Как и у плоских, у круглых червей отсутствует дыхательная и кровеносная системы. Газообмен осуществляется всем телом. Но имеются пищеварительная, выделительная, нервная и половая системы.

Тип Круглые черви насчитывает огромное количество видов. Но наиболее многочисленным классом в типе круглых червей являются Нематоды (в переводе с греческого означает «нить»). Нематоды освоили самые разнообразные места обитания.

Рассмотрим строение Нематод на примере аскариды человеческой. Она паразитирует в тонком кишечнике человека. Аскарида имеет достаточно большие размеры.

Тело тонкое, длинное, цилиндрическое, заострённое на концах. Червь имеет желтоватую окраску. Самка и самец аскариды имею внешние различия.

Самка имеет размеры 25 – 40 см и крупнее самца, его размеры около 15 см. Задний конец тела самца спирально закручен.

Явление, когда самцы и самки внешне различимы в биологии называется половым диморфизмом.  

Стенка тела образована кожно-мускульным мешком, состоящим из кутикулы, эпителия и мышц. Тело покрыто плотной оболочкой – кутикулой. Она защищает аскариду от переваривания в кишечнике хозяина. Под кутикулой располагается эпителий, а под ним 1 слой мышц. Из-за наличия одного слоя мышц червь не может делать сложные движения, а только змеевидно изгибается. 

Полость телазаполнена жидкостью, которая находится под давлением. Полостная жидкость придаёт телу упругость, обеспечивает транспорт веществ между клетками и органами.

В пищеварительной системеимеется передняя и средняя кишка. В  передней кишке выделяют рот, окружённый тремя губами и служащий для захвата пищи. За ртом идёт глотка, а за ней пищевод.

Средняя кишка не разделяется на части и в ней происходит пищеварение и всасывание питательных веществ.

Впервые появляется задняя кишка и анальное отверстие, которые отсутствовали у плоских червей. У плоских червей непереваренные остатки пищи выделялись через рот.

Благодаря появлению анального отверстия, пищевые массы проходят в одностороннем направлении и выделяются через анальное отверстие.

Выделительная система. Продукты жизнедеятельности накапливаются в полостной жидкости, затем поступают в боковые выделительные каналы, которые идут вдоль всего тела и сливаются под глоткой в один общий канал, который открываются на брюшной стороне тела выделительным отверстием.

Нервная системасостоит из окологлоточного кольца и отходящих от него нервных стволов. Самые крупные нервные стволы располагаются на брюшной и спинной сторонах тела и соединяются между собой перемычками в виде полуколец. Т.к. аскарида является паразитом, то её нервная система устроена достаточно просто.

Органы чувств плохо развиты. Имеют органы вкуса, расположенные в специальных ямках в передней части тела. Органы осязания – чувствительные щетинки – расположены по всему телу.

Половая система. Аскарида, как и большинство представителей круглых червей, раздельнополый червь, размножается половым способом. Характерна высокая плодовитость. Самка может отложить около 200 000 яиц в сутки!

Женская половая система представлена яичниками, в которых образуются яйцеклетки, мужская – семенниками, в которых образуются сперматозоиды.

Рассмотрим жизненный цикл аскариды  человеческой.

Яйца, отложенные самкой, попадают в окружающую среду. Для того, чтобы яйца получили своё дальнейшее развитие, необходимы следующие условия:

·        наличие кислорода;

·        высокая влажность окружающей среды;

·        достаточно высокая температура (около 25 °С).

Развитие яйца длится около двух недель и в результате под его оболочкой образуется личинка. Теперь такое яйцо с личинкой способно к заражению. Яйца имеют микроскопические размеры и липкую оболочку. Они могут прилипать к овощам и фруктам, к рукам.

При несоблюдении правил гигиены (употребление в пищу немытых фруктов и овощей, питьё загрязнённой воды и немытые руки) они попадают в организм человека. Большую роль в заражении аскаридами играют мухи.

Они переносят яйца на своих лапках, и, ползая по продуктам и посуде, оставляют на них.

Из ротовой полости яйца попадают в кишечник, где из него выходят личинки. Они проникают через стенки кишечника в кровь. Кровью они разносятся по всему организму. Для своего дальнейшего развития личинкам необходим кислород. Поэтому с током крови они попадают в лёгкие, далее проникают в бронхи, трахею, поднимаются в глотку.

При этом личинки вызывают воспалительные явления, которые сопровождаются у человека кашлем. С мокротой личинки попадают в ротовую полость, вторично заглатываются и снова попадают в кишечник человека. Только проделав такой длинный и сложный путь, личинки превращаются в молодых аскарид.

И здесь, в кишечнике молодые аскариды превращаются во взрослых, растут, питаются и размножаются.

Жизненный цикл аскариды происходит без смены хозяев.

Живут аскариды в кишечнике около года, оказывая при этом негативное воздействие на человека: отравляют организм токсическими продуктами своей жизнедеятельности, личики повреждают лёгкие, вызывая при этом кашель и даже бронхит.

Если аскариды живут в кишечнике в больших количествах, то они могут сплетаться в комки, которые вызывают непроходимость кишечника. Комки могут подниматься вверх по дыхательным путям, что иногда приводит к удушью и смерти.

Среди нематод, кроме аскариды, есть много видов, которые являются паразитами человека.

Детская острица. Острицы – маленькие беловатые черви длиной до 1 см, которые паразитируют в кишечнике человека, чаще всего у детей. Самки выходят через анальное отверстие и откладывают на кожу яйца.

Яйца приклеиваются к коже с помощью специальной клейкой жидкости, которая вызывает сильный зуд, дети расчёсывают кожу, и яйца остриц попадают на руки. А с грязных рук в рот. Яйца снова попадают в кишечник, где образуется новое поколение паразитов.

Живет острица около месяца.

Власоглав – более крупный паразит, длина его достигает 5 см. Передняя часть тела тонкая, а задняя – толстая. Тонкой  передней частью тела он прикрепляется к оболочке кишечника. Питается власоглав клетками крови и эпителия кишечника. Заражение происходит путём проглатывания яиц личинками вместе с водой или пищей.

Червей, которые ведут паразитический образ жизни, называют глистами, или гельминтами. Учёным известно более 10 000 паразитических червей.

Большой вклад в разработку мер борьбы с гельминтами внесКонстантин Иванович Скрябин. Они заключаются в следующем:

·        тщательно мыть овощи и фрукты перед употреблением;

·        пить чистую, кипячёную воду;

·        мыть руки перед едой;

·        оберегать продукты питания от мух;

·        выявлять и лечить больных;

·        употреблять только хорошо прожаренные и проваренные мясо и рыбу.

В природе встречаются нематоды, паразитирующие в растениях. Этих нематод называют фитопатогенными (от фитос – растение, патогенос – вызывающий болезнь).

Наибольший вред сельскохозяйственным растениям приносят земляничная, луковая, картофельная нематоды.

Они имеют микроскопические размеры, в ротовой полости у них находится  колющий орган – стилет, с помощью которого прокалывают ткани растений и питаются, высасывая их соки.

У Круглых червей впервые появляются:

·        полость тела, заполненная жидкостью;

·        раздельнополость;

·        половой диморфизм;

·        задний отдел кишечника с анальным отверстием.

Источник: https://videouroki.net/video/15-tip-krughlyie-chiervi.html

ЭффектЛечения
Добавить комментарий